Доступная среда
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политики Российской Федерации "Особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов…"
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)-дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование – это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования ДОУ: создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
1. Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
2. Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
3. Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
Федеральные документы:
В МДОУ "Детский сад № 126" созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями: тяжелыми нарушениями речи(ТНР), задержкой психического развития(ЗПР). С данными категориями детей работают квалифицированные специалисты:
-
педагог-психолог
-
учитель-дефектолог
-
учитель-логопед
-
воспитатели
-
муз. руководитель
-
инструктор по физкультуре
-
медсестра.
Образовательная деятельность с такими воспитанниками осуществляется по адаптированным образовательным программам (АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая представляет собой коррекционно-развивающую образовательную программу ДОУ, учитывающую потребности детей с особыми возможностями здоровья, а именно с нарушениями речи,задержкой психического развития (раздел сайта "Образование")
АОП предусмотрено создание и оснащение предметно-пространственной развивающей среды в группах, логопедическом кабинете, кабинете педагога-психолога, других помещениях ДОУ, которые, в свою очередь, обеспечивают максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования, инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
МДОУ "Детский сад № 126" имеет частичное оснащение и оборудование, необходимое для всех видов коррекционно-развивающей деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:
Специально оборудованные учебные кабинеты
В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют, но при поступлении воспитанников данной категории будут созданы необходимые условия.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют, но при поступлении воспитанников данной категории будут созданы необходимые условия.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют, но при поступлении воспитанников данной категории будут созданы необходимые условия.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют, но при поступлении воспитанников данной категории будут созданы необходимые условия.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивные особенности основного корпуса не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Центральные входные двери оборудованы домофоном и специальной кнопкой вызова. Доступа к кабинету заведующего и методическому кабинету не обеспечен. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия питания
В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют, но при поступлении воспитанников данной категории будут созданы необходимые условия.
Специальные условия охраны здоровья
В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют, но при поступлении воспитанников данной категории будут созданы необходимые условия.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом детского сада.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют, но при поступлении воспитанников данной категории будут созданы необходимые условия.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В настоящее время лица с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют, но при поступлении воспитанников данной категории будут созданы необходимые условия.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- Официальный сайт Министерства Просвещения РФ
- Федеральный портал "Российское образование"
- Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Интернет-портал "Культура письменной речи"
Ссылки на видео- и аудиоролики, разработанные в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»:
https://www.youtube.com/watch?v=S3pYVZhorCc&feature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=PF7hlrz9yPA&feature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=XlpbI_nq3jk&feature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=YrgIXIYmEqI
https://www.youtube.com/watch?v=GDBErFVktaw
https://www.youtube.com/watch?v=ZnJVzqW68cw
https://www.youtube.com/watch?v=q35QgSUdhKo
https://www.youtube.com/watch?v=e4im7OLmv5o